С 10:00 до 20:00

8 (800) 551-20-99

Скопировать

info@appfox.ru

Скопировать

#

Отцы и дети: как привычки разных поколений влияют на цифровые продукты

Время чтения: 6 минут

Как создавать интерфейсы, которые подойдут и зумерам, и бумерам? Возможна ли вообще универсальность в цифровых продуктах, или пора готовиться к возрастной сегментации? В этой статье разберёмся, какие привычки пользователей влияют на UX, и что можно сделать уже сейчас, чтобы продукт был актуален для всех — не раздувая бюджеты и не усложняя процессы.

Кто есть кто: краткий ликбез по поколениям

В исследованиях чаще всего опираются на классификацию по годам рождения. Вот основные группы и их особенности:

Поколение Годы рождения Ключевые черты
Бэби-бумеры 1946–1963 традиционализм, бережливость, неуверенность в технологиях
Поколение X 1964–1980 адаптивность, общительность, рациональность
Миллениалы (Y) 1981–1996 самовыражение, независимость, ослабление социальных связей
Поколение Z 1997–2012 мультизадачность, концентрация на себе, цифровая среда с рождения

Почему это важно

Поколение Z уже сейчас — самое многочисленное в мире, а в ближайшие годы начнёт доминировать и по платежеспособности. Несмотря на это, подавляющее большинство продуктов по-прежнему ориентировано на миллениалов и более старшие сегменты. Бизнес делает ставку на проверенные модели и визуальные обновления, не вникая в изменение поведенческих паттернов.

Но эта стратегия может ограничивать рост. Уже сегодня нужно закладывать в продукт функциональность, удобную и понятную как текущей аудитории, так и будущей.

Как создаются продукты сейчас

Сегодня схема разработки стандартна: анализ, шаблоны поведения, интерфейс под бизнес-задачи. Хорошие паттерны копируются по рынку. Например, фильтрация по свойствам в e-commerce: однажды сработала — и теперь используется повсеместно.

Но такие решения ориентированы на привычную аудиторию. А если заглянуть чуть дальше горизонта в 3–5 лет, стоит подумать, как проектировать продукты, которые:

  • соответствуют бизнес-целям,
  • удобны разным возрастным группам,
  • не требуют значительных переработок и затрат.

Перемены уже происходят

Пользовательская база меняется не только за счёт молодых — стареют и текущие клиенты, трансформируются их привычки. Появляются новые требования, продиктованные возрастом, состоянием здоровья, цифровой зрелостью.

К тому же, в игру всё активнее вступают ИИ и большие данные. Уже не за горами интерфейсы, которые будут подстраиваться под пользователя «на лету». Это делает вопрос адаптации интерфейсов под поколения — особенно актуальным.

5 ключевых составляющих, с которыми работает продукт

Любая цифровая платформа, сайт или приложение взаимодействует с пользователем через:

  • Язык
  • Устройство
  • Интерфейс
  • Канал коммуникации
  • Пользовательский опыт (UX)

Разберём, как адаптировать каждый под возрастные особенности.

Язык

Каждое поколение — это свой сленг, своя лексика и стилистика. Использование молодежных выражений в массовом продукте может выглядеть как попытка «поиграть в своих» — но скорее вызовет раздражение.

Сленг устаревает быстрее, чем релиз-цикл приложения. Он также ограничивает аудиторию. Самый разумный путь — нейтральный, литературный язык. Он универсален, понятен и не вызывает отторжения ни у одной возрастной группы.

Устройства

Поколения используют разные устройства:

  • Бумеры и X — ориентированы на телевизоры и настольные ПК.
  • Миллениалы — «выросли» на ноутбуках и до сих пор часто их используют.
  • Поколение Z — смартфон как основной (а иногда единственный) девайс.

Подход «mobile-first» обязателен, но нельзя забывать про многоканальность. Одни оформляют заказ с десктопа, другие — завершают с телефона. Интерфейс должен быть бесшовным.

Интерфейс

Интерфейс — самое «интимное» пространство взаимодействия. Он должен быть одновременно универсальным и персонализированным.

Пример: в супераппах пользователь видит лишь то, что ему нужно. Остальной функционал — доступен, но не мешает.

Такой подход позволяет:

  • иксерам — глубоко настраивать фильтры,
  • миллениалам — быстро находить через поиск,
  • зумерам — совершать покупки в пару кликов и делиться кэшбэком на приют для кошек.

Персонализация

Поколение Z ждёт персонального подхода. Более 40% готовы делиться своими данными ради удобства. Это открывает двери для:

  • настраиваемых интерфейсов,
  • пользовательских профилей,
  • рекомендаций, основанных на поведении,
  • интуитивной оценки товаров (например, стикеры и эмодзи вместо звёздочек).

Не стоит забывать и про персонализацию для людей с особыми потребностями: масштабируемые шрифты, адаптивные цвета и другие базовые вещи из стандартов доступности (WCAG) — уже must-have.

Омниканальность

Пользователь ожидает, что начав что-то на одном устройстве, он сможет продолжить на другом без потерь. Это особенно важно для молодого поколения. Более 60% представителей Z и Y активно используют омниканальные сценарии.

Особенности, которые стоит учесть

Самообслуживание
Молодые пользователи не хотят звонков и уточнений. Они хотят финальную цену и процесс без вмешательства. Старшие — наоборот, ценят возможность общения с человеком.

Обучение
Онбординг должен быть опциональным. Принудительные инструкции раздражают и снижают вовлечённость.

Прозрачность
У всех пользователей растёт нетерпимость к «тёмным паттернам». А для зумеров это ещё и вопрос принципа: нечестные практики могут привести к волне «отмены» бренда.

Социальная ответственность
Молодые поколения делают выбор в пользу этичных брендов. Донат в приют или высадка деревьев может перевесить более низкую цену у конкурентов.

Инклюзивность
Это не только про репутацию. Это реальное расширение аудитории. Стандарты доступности уже позволяют реализовать поддержку базового уровня без значительных затрат.

Итого: как объединить поколения в одном продукте

Цифровые продукты должны становиться гибкими, а не громоздкими. Добавление функций под разные привычки — лучший путь, чем пересборка всего интерфейса под каждую аудиторию.

Ориентируйтесь не на стереотипы, а на реальные данные. Делайте интерфейсы, которые позволяют настроить, адаптировать и использовать продукт так, как удобно пользователю, а не только бизнесу.

Если подходить системно, ваш продукт будет одинаково удобен и в скейт-парке, и на лавочке у подъезда.

# # # Калькулятор